Отмена НДС может стать прорывом в борьбе с теневой экономикой и улучшении бизнес-климата, считают в Национальной Палате предпринимателей.

Идея Президента РК Нурсултана Назарбаева об отмене НДС вызвала большой резонанс в бизнес-сообществе. Предпринимателей серьезно заинтересовала инициатива Главы государства.

Однако, по словам заместителя Председателя Правления НПП «Атамекен» Рахима Ошакбаева, для начала надо в деталях понять концепцию такой серьезной реформы.

«Понять, что это будет - налог с продаж или все-таки налог с оборота? Налог на добавленную стоимость, условно, бывает двух видов - НДС на внутреннюю реализацию (НДС на облагаемый оборот) и НДС на импорт (НДС на облагаемый импорт). От какого именно налога мы отказываемся? Пока, навскидку, думаю, есть смысл полностью отказаться или обнулить ставку НДС на внутреннюю реализацию, оставив НДС на импорт. Нужно учесть, что НДС на импорт все-таки является серьезным источником поступлений в бюджет», - сказал он.

По словам Р.Ошакбаева, если сравнивать кассовым методом за налоговый год, доходы бюджета от НДС на внутреннюю реализацию зачастую меньше, чем выплаты зачетного НДС экспортерам.

 «Если сюда прибавить расходы на администрирование НДС со стороны государства и значительные затраты налогоплательщиков на ведение налогового учета НДС по внутренней реализации, и возникающие при этом постоянные риски предпринимателей, что при проверке исключат зачетный НДС, общественные потери от наличия лжепредприятий, занимающихся так называемым «обналом» (а их существование оправдано только для уклонения от уплаты НДС), то мы увидим, что наличие института НДС на внутреннюю реализацию приносит значительный ущерб, как государству, так и частному сектору», - добавил он.

Зампредседателя правления НПП считает, что необходимо определить оптимальную ставку налога с оборота, смоделировать изменения в доходах госбюджета и налоговой нагрузке в разных секторах экономики. По завершению анализа, нужно все это изложить в виде изменений в Налоговый кодекс, в формы налоговых деклараций и адаптировать программное обеспечение.

«Отмена НДС значительно снизит правовые и налоговые риски для бизнеса. Более 90% субъектов предпринимательства пользуются специальным режимом деятельности по упрощенной декларации, и платят только налог с оборота в 3%. Это самый популярный режим, потому что он прост, его легко рассчитать. И если бизнесмен не скрывает обороты, он практически неуязвим перед любой налоговой проверкой. Тем более, что сейчас отчетность по этому режиму сдается только раз в полгода. Думаю, что спецрежим с уплатой налога с оборота стал бы реальной «золотой находкой» казахстанского бизнес-климата, и сыграет ключевую роль в развитии малого и среднего бизнеса», - сказал он.

Р.Ошакбаев рассказал о том, что новая схема сбора налогов даст предпринимателям.

«Можно ожидать, что с отменой НДС значительно упростится налоговое администрирование. Например, бывали случаи, что при выявлении лжепредприятий, налог на добавленную стоимость, в выписанных лжепредприятием счетах-фактурах, исключается из зачета, не только у его контрагентов, но и по всей цепочке. В итоге идут доначисления, пеня, взимается штраф, возникают риски применения статьи 245 Уголовного Кодекса «Уклонение от уплаты налога с организаций». Любой предприниматель никогда не может знать заранее, насколько его поставщики по цепочке добросовестно начислят НДС, потому что налоговые проверки по НДС шли с использованием так называемой системы «Пирамида», т.е. практически всех поставщиков в цепочке. И если кто-то в цепочке выставления счет-фактур не отразил выставленный НДС в своей декларации или признан лжепредприятием, то подвергаются риску исключения НДС из зачета все последующие пользователи», - сказал он.

Другой частью проблемы зампредседателя Нацпалаты назвал возврат НДС при экспорте, отметив, что «по факту вернуть НДС живыми деньгами очень сложно, и бюджет крайне неохотно его возвращает».

Ошакбаев выразил мнение, что в заявлении Президента подразумевался налог с оборота, который, в отличие от НДС, имеет каскадный эффект, т.е. при продаже товара налогом каждый раз облагается вся стоимость товара, поэтому его размер не должен быть высоким.

«Например, если размер налога будет 3%, как при использовании специального налогового режим на основе упрощенной декларации, то при продаже, скажем, картошки, по цепочке «производитель - оптовый продавец - розничный продавец», налог будет уплачен каждым ее звеном. В том числе будет начисляться налог на уже начисленный налог. В итоге, сумма налога будет больше 9%, в зависимости от того, насколько будет увеличиваться цена при каждой последующей продаже. В реальной экономике цепочка до конечного потребителя может быть гораздо более длинной. Поэтому размер налога должен очень небольшим - от 1 до 3%», - предположил он.

Эксперт также отметил, что доходы в госбюджет после реформы могут увеличиться за счет выхода ряда предпринимателей из теневого оборота, поскольку станет бессмысленно уклоняться от небольшого и относительно простого налога.

Источник: pravo.zakon.kz

Нужна консультация адвоката?

Кручев Станислав – Адвокат Алматы